Эсминец "ОТЛИЧНЫЙ".
ИСТОРИЯ.

Зачем? (Вместо пролога).

Голова у человека не только для того, чтобы бескозырку носить. Порою в ней (голове) проносятся некие мысли. Некоторые из них застревают ненужным хламом, а есть и такие, которые идут на пользу.
Задаюсь вопросом: "От чего и для чего делать изображения, которые вы здесь видите?"
Для себя пытаюсь найти ответ, и в коей мере он сформулирован.
Есть один молодой священник, который создает список от матросов до адмиралов, погибших в Цусимском сражении. Для чего же батюшка это делает? Батюшка помолится за души воинов, не пожалевших живота своего за Родину.
Конечно, скажете вы, МАТРОСА потянуло на громкие слова. Но, как говорил один из всамделишных отцов-командиров, громкие слова потому и громкие, что правильные.
Одним словом - память. Именно добрая память. Дурное не вспоминается (но и не забывается). И пусть моряки простят друг другу все обиды.
Да, и согласитесь, приятно вспомнить былое, юные и молодые годы. НЕВЫЧЕРКНУТЫЕ годы. И общий дом, который дал приют, кусок хлеба, тепло мужской дружбы, мало-мальский жизненный опыт.
Дом - Эсминец "ОТЛИЧНЫЙ".
Предыстория.
Служба на корабле имеет свой размеренный порядок. Приборки (почему-то это понятие первое пришло на ум), большие и малые сборы, вахты, тренировки, "проворачивания", БЗЖ, покраски, политзанятия, занятия по специальности, опять приборки, переборки, коридоры, комингсы, шпангоуты, ... отдраиваем броняшку и попадаем на верхнюю палубу. Здесь свежий ветер, вода. Всё какое-то раздолье и отличие от железа.
Случилось так, что некое однообразие службы было нарушено появлением на нашем корабле одного человека. К сожалению, не запомнил его имени. Это был уже немолодой человек. Он пришел на наш корабль и сказал: "Я служил на эсминце "Отличный". На старом "Отличном" тридцатого проекта". Никто из нынешних сослуживцев и не знал, что до нашего эсминца уже был в истории такой корабль эсминец "Отличный". Отец-матрос, несмотря на свой неюношеский возраст, но благодаря своей любви к морю и кораблю, нашел нас. Ступил на палубу эсминца и соединил собою в истории два корабля. Уж и не знаю, где сейчас этот молодой матрос со старого (вернее сказать предыдущего) эсминца "Отличный", но его фотографию Вы можете видеть слева.



ЭМ «Отличный».


тип «Осмотрительный»
проект 30К, зав. № 538

2.12.39 г.

25.10.40 г.
7.05.47 г.
31.10.48 г.
9.01.49 г.

24.12.55 г.
6.02.60 г.

14.03.60 г.
9.02.62 г.

6.04.62 г.

13.07.65 г.

1965-66 гг.
Вот скупые официальные даты и факты об этом корабле:
Закладка корабля на ССЗ № 190 им. А.А. Жданова (Северная судоверфь) г. Ленинград.
Корабль зачислен в списки ВМФ СССР.
Произведен спуск ЭМ на воду.
Подписание приемного акта (вступление корабля в строй).
ЭМ, подняв военно-Морской флаг СССР, вошел в состав 4-го ВМФ.
Корабль вошел в состав КБФ.
ЭМ выведен из боевого состава, разооружен и переклассифицирован в ЦЛ (судно-цель).
Корабль переименован в ЦЛ-69.
Исключен из списков судов ВМФ в связи с намечаемой сдачей на слом.
Снят с прикола и переформирован в ПКЗ (плавказарму); присвоено наименование ПКЗ-43.
Окончательно исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации.
На базе «Главвторчермета» г. Кронштадт разделан на металл.

Литература:
Бережной С.С. Советский ВМФ 1945-1995. Справочник по корабельному составу // Морская коллекция. - № 1. – 1995. – С.19.

Отдельная благодарность за сопереживания Игорю МОРЕ

Также Вы можете посмотреть об эсминцах тридцатого проекта на сайте "Военно-Морская Коллекция"
История официальная.




22.04.78.
21.03.81.
29.09.83.
19.11.83.
15.12.83.
18 – 26.04.84.

6.12.84.
25.12.84. – 3.01.85.

17 – 24.01.85.

5.02.85.
16.03.85.
16 – 31.05.85.



6.10.85.



20.01.86.



9 – 15.02.86.
20 – 23.03.86.

26 – 29.04.86.
29 – 30.04.86.
21.05.86.


8 – 30.06.86.

Январь 1987.
24 – 28.03.87.
26.05.88.

28.05. – 3.06.88.

7 – 12.07.88.
13 – 18.07.88.

18 – 24.07.88.
22 – 29.08.88.

12.09.88.

27 – 31.10.88.

1 – 21.11.88.



7 – 19.04.89.

30.06.89.


9.10. – 5.11.89.

12 – 17.11.89.

1.10.91.




20.11.94.
22.11.98.

30.12.98.



1983
1985
1988
1990
1991
1992



1981-84 гг.
1984-86 гг.
1986-90 гг.
1990-95 гг.
1995-98 гг.



ЭМ «Отличный».
тип «Современный»
проект 956, зав. № 863


Закладка корабля.
Спуск корабля на воду. (смотри НЕВЕСТУ КОРАБЛЯ)
Подписание приемного акта.
Поднятие Военно-Морского флага ВМФ СССР.
Вступление корабля в строй.
Межфлотский переход корабля на КСФ в состав 56 брэм 7 опэск.
Начало БС корабля в Атлантике.
Корабль возглавил визит в гавану с двумя СКР (4.01.85 г. – визит в Сьенфуэгос, 14.01.85 г. – вновь заход в Гавану).
Корабль участвовал в совместных учениях «Монкада-85» с ВМС Кубы со слежением за АВМА “D.Eisenhower”.
При заходе в Гавану корабль посетил Рауль Кастро.
Начало БС в Средиземном море.
Корабль осуществлял вскрытие позиций ПЛА ВМС США в западной части Средиземного моря и в Атлантике. Однако эта задача была не свойственна кораблю и контакты с ПЛА отсутствовали.
Корабль в составе КУГ выполнил состязательную артиллерийскую стрельбу. По итогам боевой подготовки корабль был отмечен Призом ГК ВМФ за артиллерийскую стрельбу.
Выход корабля на БС в Средиземное море. При этом до 23.01.86 г. он участвовал в поисковой противолодочной операции «Молизит» на рубеже Нордкап-Медвежий, но как и в предыдущем случае контактов с ПЛ не имел.
Принял участие в учениях ДКБФ «Дозор-86».
Корабль осуществлял слежение за АВМ “Saratoga”, а 10 – 15.04.86 г. слежение за АВМ “America”.
Корабль выполнял деловой заход в Бенгази (Ливия).
Корабль осуществлял слежение за АВМ “Enterprise”.
ЭМ находился на якорной стоянке у о.Сицилия и получил навал от панамского сухогруза с повреждением правого борта, ПУ ракет, РЛС. (смотри фото) , (смотри другое фото)
Корабль прошел аварийный ремонт в ВМБ Севастополь, после чего продолжил БС.
Корабль прошел доковый ремонт в СРЗ-82.
ЭМ принял участие в учениях КСФ по ПВО.
Начало БС в Средиземном море в составе отряда (во главе с АВК «Баку»).
Корабль осуществлял вскрытие позиций ПЛА ВМС США (контактов не было).
Корабль осуществлял слежение за АВМА “D.Eisenhower”.
Корабль выполнил деловой заход в Тартус (Сирия) для ремонта и отдыха.
Продолжение слежения за АВМА.
Корабль выполнял деловой заход в Латакию (Сирия) под флагом контр-адмирала Егорова В.Г.
Из-за заводского дефекта произошел обрыв 265 м якорь-цепи (на глубине 107 м был потерян якорь).
Корабль прибыл в Латакию и принял участие в совместных учениях с сирийскими ВМС.
Корабль находился в Тартусе и выполнял ремонт. Окончив ремонт корабль осуществлял боевое охранение АВК «Баку» при его переходе в ВМБ Североморск, куда и прибыл 18.12.88 г.
Корабль выходил в море на радиационный контроль в районе гибели ПЛА «Комсомолец».
Корабль выполнил визит в ВМБ Норфолк (США) совместно с КР «Маршал Устинов» под флагом вице-адмирала Касатонова И.В.
Корабль совершил деловой заход в Тартус (Сирия) для ремонта и отдыха.
Корабль нанес визит в Алжир. 14.12.89 г. корабль возвратился в ВМБ Североморск.
Корабль передан в состав 43 дрк 7 опэск, готовился для перехода в ВМБ Севастополь на ремонт, но переведен в резерв 1 категории. В августе 1993 г. корабль готовился к ремонту в Санкт-Петербурге, но с 4 января 1994 г. выведен в резерв 2 категории.
Возвращен в состав 56 брэм.
На корабле спущен флаг после его исключения из состава ВМФ.
Расформирован экипаж корабля. С подъема флага корабль прошел 150535 миль.

Бортовые номера корабля:
671
403
434
408
151
474


Командиры корабля:
Кап. 2 ранга Чекалин Валерий Васильевич
Кап. 2 ранга Степахин Александр Васильевич
Кап. 2 ранга Стасюкевич Антон Никанорович
Кап. 2 ранга Федотов Александр Борисович
Кап. 1 ранга Казаков Николай Пантелеймонович


Литература:
1. Аверин А.Б. Погибаю, но не сдаюсь // Тайфун. – 2000. - № 12
2. Бережной С.С. Советский ВМФ 1945-1995 // Морская коллекция. – 1995. - № 1.
3. Дьяконов А. Шефская работа на Северном флоте // Тайфун. – 1999. - № 1.
4. История отечественного судостроения. Т.5. / Под ред. Спасского И.Д. – СПб.: Судостроение, 1996
5. Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-Морской Флот СССР 1945-1991. – СПб.: Историческое морское общество, 1996
6. Никольский А. Последний советский эсминец // Тайфун. – 2000. - № 7.
7. Последний эскадренный миноносец ВМФ СССР/ Никольский А.В., Никольский В.И., Овсянников С.И., и др. – СПб.: Северное ПКБ, 2001
8. Щедролосев В.В. История создания и развития надводных сил Северного флота. Ч.3. // Тайфун. – 1998. - № 3.


Отдельная благодарность за сопереживания Игорю МОРЕ

Военно-Морской привет Sandro, служившему на "Современном".

Также Вы можете посмотреть об эсминцах девятьсотполсташестого проекта по следующим ссылкам (перечислены в случайном порядке):
РАЗ
ДВА
ТРИ
ЧЕТЫРЕ
ПЯТЬ
ШЕСТЬ
СЕМЬ
ВОСЕМЬ
ДЕВЯТЬ
Дополнительные сведения
Вернуться на главную
Сайт управляется системой uCoz